среда, 11 августа 2021 г.

Au Revoir, Lacan. Итоги семинара «Рауманализ Лакана» 2013-2021 гг.

Итоги семинара «Рауманализ Лакана» 2013-2021 гг.

ЧАСТЬ І

Au Revoir, Lacan

В течение нескольких лет мы особым образом работали с текстами и теорией Жака Лакана, выступая с результатами на семинаре «Рауманализ Лакана». В данном тексте предпринимается попытка ретроспективного осмысления методологических контуров нашей работы: расскажем об операциях, результатах и выводах в обобщенном виде. Отдадим должное тому движению, подготовившему условия для нового теоретического проекта ("Reading Lab"), в котором главное внимание будет уделено чтению текстов философов, психологов, активистов и пр., в том числе и текстов Лакана.

С чего же начался семинар? Наше обращение к творчеству психоаналитика было вызвано его популярностью в среде философов, в том числе и в alma mater создателей семинара, на философском факультете Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Лакан создал абстрактное, универсальное учение о субъекте, что сделало возможным широкое применение его психоаналитических понятий ко всем культурным явлениям со стороны исследователей из разных наук. Исследуя бренд, кинотеорию и социальную философию, мы сталкивались с теоретическим наследием Лакана, которое защищалось его последователями. 

Все начиналось с проекта "Анти-Лакановские семинары" в 2013 году.

Далее подробнее расскажем, как мы работали с текстами и теорией Лакана.

1. Операции с текстами и теорией Лакана

1.1. Наш подход к мыслителю основывался на марксистском материализме. Согласно этому учению претензии на универсальность, абстрактные, внеисторические характеристики человека (которые мы заметили у Лакана) являются выражением конкретно-исторических общественных отношений, возведенных в Абсолют. 

1.2. Предметы нашего изучения (кинотеория и бренд) не рассматривались в работах Лакана, но мы отнеслись к его психоаналитическому учению материалистически. Можно здесь указать на следующую аналогию, которая прояснит основания нашего обращения к Лакану. 

Карл Маркс и Фридрих Энгельс применяли свое учение не только для работы с философами-идеалистами и политэкономами-идеологами, но также с целью анализа работ, относящихся, например, к естественным наукам и т.д., предметом которых не были определенные социально-исторические реалии, например, государство, революция, коммунизм, капитал и т.д.

Мальтус и Дарвин

Так, характеризуя труд «Происхождение видов…» Чарлза Дарвина как пример исторического, диалектического исследования развития живых организмов, они указывали, что объяснение механизма этого развития, – борьба видов живого за существование, – было позаимствовано ученым из политэкономической теории Томаса Мальтуса, выразившего в качестве закона общества в целом характеристику именно капиталистического общества. 

1.3. Цель нашей работы заключалась в следующем: понять учение Лакана, то есть, увидеть в этом универсальном, универсализующем учении отсылки к конкретно-историческим реалиям.

1.4. Согласно нашей гипотезе, делая отсылки к определенным объектам реального мира и создавая логику функционирования формирования субъекта и эго, Лакан указал абстрактные контуры коренных преобразований социального пространства со вт. пол. XIX в. (об этом подробнее указано в тексте «Проститься с пространством»), понятие которого осмыслялось нами посредством марксистского учения о социальном пространстве.

1.5. Работая над собственными предметами исследования, мы заметили в понятиях Лакана отсылки к материальным, общественным отношениям.



На лакановское понятие стадии зеркала позволило обратить внимание исследование истории бренда как феномена, а именно, изучение универмага, возникшего в развитых, западных капиталистических обществах вт. пол XIX – нач. ХХ вв., и характеризующегося использованием зеркал, организующих его пространство и оказывающих соответствующее влияние на рабочих и средний класс.

К исследованию понятия взгляда у Лакана привел анализ кинопространства и новых форм организации визуального поля посредством освещения за тот же исторический период, которые также имели далеко идущие последствия в аспекте формирования особой субъективности. 


Если Маркс и Энгельс писали об «испарении» (сублимате) общественных, материальных отношений в текстах идеологов, то мы обнаружили физические ископаемые определенного исторического процесса в текстах французского психоаналитика.

Парадоксальным образом, обнаружилось, что хотя Лакан не исследовал непосредственно социально-исторические реалии, в его работах содержались отсылки к объектам реального мира, указывающие на реальный исторический прообраз его абстрактно-универсальных понятий о субъекте. 

1.6. Информация о понятиях Лакана извлекалась из словарей, посвященных лакановскому психоанализу: «Вводный словарь лакановского психоанализа», «Компендиум лакановских терминов». 

1.7. Мы предпочли, в общем и целом, не читать тексты психоаналитика (за исключением нескольких статей и разделов из семинаров). Мы искали во всех его произведениях, находящихся в свободном доступе на языке оригинала, упоминания реальных объектов истории XIX-XX вв., в связи с понятиями Лакана. Поиск производился машинным образом, с использованием программ Microsoft Word и Acrobat Reader. Это было сделано, прежде всего, для экономии времени, но только впоследствии стало ясно, что мы употребляли квази-корпусный подход, компьютерную лингвистику, которые являются легитимными научными методиками работы с текстами. 

Такая работа с понятиями психоаналитика позволила, с одной стороны, выработать целостное представление о том или ином понятии, а с другой – обнаружить часто ускользающие от переводчиков и последующих интерпретаторов смысловые и контекстуальные нюансы их употребления, обнаружив тем самым динамику их развития и характерные для них противоречия.

1.8. Работа с понятиями Лакана осуществлялась наряду с работой над нашими предметами исследования. Объект материалистического анализа определялся отсылками к конкретно-историческим предметам, связанных с логикой понятий психоаналитика. Наш метод заключался в движении от абстрактного понятия к лежащим за ним общественным отношениям.

Конструкция психоаналитического понятия осмыслялась в качестве абстрактной формы содержательных отношений, конкретного материалистического понятия. Для этого использовались исторические исследования (диссертации, статьи, книги, а также газетные заметки указанного периода), посвященные соответствующим материальным объектам и связанными с ними общественными отношениями, сформировавшимися в указанный период, с целью демонстрации связи между социально содержательными и абстрагированными в психоанализе характеристиками данных объектов и отношений. 

Квази-корпусный подход в деле. График к докладу "Кризис означающего"

2. Результаты работы с Лаканом

2.1. В ходе работы с текстами Лакана было установлено, что в теории психоаналитика содержатся два вида понятий – метафорические и неметафорические.

Метафорические понятия несут в себе лексическую отсылку к материально-телесным объектам: стадия зеркала, взгляд, сцена, экран. К неметафорическим понятиям относятся означающее, означаемое, objet a и т.п. 

Посредством поисков отсылок к реальным объектам в текстах Лакана были найдены метафоры для неметафорических понятий, которые психоаналитик использовал для иллюстрации своих понятий: у означающего – это афиша, автомобиль, меновая стоимость, дорога, для objet a – фотография, телевидение, радио, витрины. 

2.2. Был сделан вывод, что лакановские понятия имеют метафорическое основание, опираются на связи с реальными объектами. Это положение обосновывает 1) то, что в учении Лакана находятся отсылки к конкретно-историческим, общественным отношениям, подтверждая нашу гипотезу; 2) верность подхода Маркса и Энгельса к теоретикам, которые не занимались исследованием непосредственно социальных реалий.

2.3. Метафоричность лакановского психоанализа сделала возможным деметафоризировать его понятия и метафоры с целью демонстрации реальных социальных детерминант субъекта, редуцированных психоаналитиком. 

Мы определили логику функционирования лакановского понятия, которая была структурно аналогична реальным социально-историческим отношениям. В случае непосредственной отсылки к предмету в понятии (например, стадия зеркала, экран) был определен эффект этого предмета на формирование субъекта/эго. В контексте стадии зеркала – это нарциссизм, идентификация, транзитивизм, воображаемое, агрессия, ревность. Опосредованная отсылка к предметам в метафорах, связанных с лакановскими понятиями (означающее, означаемое, objet a, шов, сцена воображаемого), дала возможность выделить конструкцию этого понятия в формировании субъекта/эго. Другими словами, отсылки к реальным предметам, логика функционирования формирования субъекта/эго, привели к пониманию, из каких реальных отношений появились психоаналитические абстракции субъекта. То есть, функционирование зеркала в обществе отразилось в понятии стадии зеркала, а фотографии и кинопространства – в концепции взгляда у Лакана (подробнее об этом написано в тексте «Проститься с пространством»).

2.4. Было выяснено, что Лакан показывал в метафорах реальную связь психоанализа с конкретными общественными отношениями, создающих определенных субъектов. Только впоследствии мы показали, что похожее понимание метафор в психоанализе разрабатывали В. Волошинов, Н. Автономова, М. Мамардашвили, Р. Искин, Д. Воллрат, но без детальной исторической деметафоризации, которая осуществлялась у нас.

2.5. Логика теоретического развития лакановской мысли отражает действительную логику механизмов и принципов производства социальных пространств в конце XIX-го – начале XX-го веков. Результатом нашей работы стало производство новых понятий, отражающих те или иные характерные качества этих пространств (об этом подробнее указано в тексте «Проститься с пространством»). 

2.6. Дополнительно было установлено, что Лакан считал Фройда создателем теории означающего, хотя буквально и семантически у основателя психоанализа не было похожих воззрений. Лакан объяснял свои утверждения тем, что в условиях развития семиотики и лингвистики можно было переосмыслить фройдовские понятия в адекватной научной форме. Такое смещение читаемого текста (Фройд) позицией читателя (Лакан) оказалось настолько популярным, что легло в основу аналогичной концепции у Л. Альтюссера (симптомальное чтение), но уже в контексте работы с Марксом: читаемый текст характеризовался как носитель нехватки, отсутствия, пробелов, фиксируемых благодаря более развитой научной позиции читателя.

3. Выводы из работы с Лаканом, исходя из текущих теоретических позиций

3.1. Можно увидеть сходство теоретического смещения у Лакана с нашим пониманием того, что Лакан обозначил контуры особой социально-пространственной трансформации. Несмотря на внимательность к отдельности, автономности текста Лакана по отношению к нашим понятиям, что выразилось в квази-корпусном подходе, мы все-таки имели тенденцию делать его нашим союзником, провозвестником.

3.2. Подход к текстам Лакана был интегральным, эмпирически верифицируемым, но подход к теории оказался очередным упражнением в раскрытии скрытого у скрытого, выяснением социального бессознательного у психоаналитического бессознательного, следовательно, повторением редукции и воспроизведением/созданием новой гегемонической теории (вторя Фройду, Лакану и другим критическим мыслителям). 

Наша работа с метафорами Лакана наследовала работе Жака Деррида с метафорикой призрака в творчестве Маркса, в которой утверждалось, что такая метафорика обнаруживает ложность революционных притязаний немецкого мыслителя. Мы повторили деконструктивистский поиск «улик», амбивалентных фигур речи в тексте Лакана, которые могли бы предательски обнаруживать ложность притязаний его теории на универсальность, но только при этом обращаясь к Марксу и Энгельсу. Марксизм в результате оказался более обширной редуцирующей системой, детерминирующей субъекта раз и навсегда заданными отношениями. 

3.3. Работа с Лаканом позволила обратиться к проблеме чтения, открыв возможность для новой, горизонтальной, эмпирической, политически ангажированной онтологии материализма, которая идет вразрез с принятыми теоретическими основаниями (редуцированный, детерминирующий, парализующий марксизм). Отсюда необходимость завершить работу с Лаканом, чтобы вывести чтение и теорию на уровень современного материализма, который разрабатывается в русле посткритического чтения (Б. Латур, Р. Фельски и др.).

Однако мы не собираемся предать забвению французского психоаналитика. Поскольку наш новый проект будет центрирован на выработке методики посткритического чтения текстов, мы, так или иначе будем обращаться к текстам Лакана. Однако прежде мы будем публиковать выдержки из наших работ по Лакану в рубрике «Прощай, Рауманализ Лакана» в этом блоге (находитяс в стадии разработки). В перспективе планируется издание монографии по материалам семинара. Кроме того, в планах издание перевода словаря Дилана Эванса и завершение перевода книги о неологизмах психоаналитика.

В ближайших планах запустить новый проект под названием “Reading Lab” и провести серии докладов 1) относительно методики посткритического чтения теоретических текстов, 2) чтения Маркса сегодня.

Отслеживать новости проекта можно здесь:

https://t.me/joinchat/Ii0PAUU5m-YxZGIy

https://www.facebook.com/raumanalysis.lacan


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий