Инициируем новую рубрику-интерактив – #corpus_proletarius
Цель: корпусное, #посткритическое_чтение текстов, в которых выражается, координируется, осмысляется социально-политическая деятельность, направленная на демократические, посткапиталистические преобразования общества, для разработки модели соответствующей зонтичной организации.
Задачи чтения:
1) фиксировать способы формирования политической субъектности (или субъекта общественных изменений) в общественном движении;
2) разработать и дополнять карту общественных антагонизмов и локальные точки образования политической субъектности (основные социальные категории);
3) устанавливать и обобщать формы организации и борьбы данной политической субъектности;
4) определять причины (не)возможности сплочения политической субъектности в более широкое общественное движение (выяснять подобное и различное в понимании антагонизмов, субъектов, целей).
Корпусы:
1) тексты участников общественных движений (сайты, блоги, страницы в социальных сетях, манифесты, теоретические произведения);
2) академические исследования общественных движений.
Методика исследования:
Количественный метод корпусной лингвистики применяется для чтения всех текстов. Интерпретация данных, полученных с помощью количественного метода, базируется на соответствующей качественной методологии.
Теоретической основой исследования всех текстов выступает описание и анализ пролетарского движения у Маркса и Энгельса (первые публикации этой рубрики) с учетом результатов академических исследований и теорий современных общественных движений.
Корпусы указанных текстов исследуются в определенной последовательности. Первоначально, анализируются тексты участников общественных движений с выделением основных понятий и терминов, которые употребляются для описания общественной борьбы. Затем по установленным понятиям и терминам идентифицируются и анализируются академические исследования.
Методика чтения текстов с помощью корпусной лингвистики (количественный метод):
1. а) генерирование списка 10 частотных слов по корпусу текстов участников общественных движений: фиксируем главные антагонизмы, субъектов борьбы и основные социальные категории.
б) поиск соответствующих частотных слов в академических исследованиях: устанавливаем наличие или отсутствие основных понятий и терминов, употребляемых в текстах участников общественных движений; если таковые отсутствуют, ищем синонимы, гиперонимы, гипонимы и пр.
Последующие операции идентичны для текстов участников общественных движений и академических исследований.
2) создание списка из 10 коллокаций по частотному списку слов (диапазон – 5-20 слов слева и справа от частотного слова): определяем слова, которые находятся рядом с 10 частотными словами и задают им значение, – для уточнения понимания главных антагонизмов, субъектов борьбы и социальных категорий (*слова слева, как правило, определяют характеристики искомого слова, а справа – дают ему определения).
3) генерирование и чтение конкордансов по частотным словам и их коллокациям: определяем контекст 10 частотных слов - уточняем и углубляем понимание главных антагонизмов, субъектов борьбы и социальных категорий.
4) создание кластеров-ngrams – часто встречающихся словосочетаний с частотными словами: определяем главные характеристики и типы субъектов борьбы, особенности антагонизмов.
Друзья! Предлагайте тексты по тематике рубрики (какие общественные движения, исследования корпуснуть?), принимайте участие в обсуждениях.
Мы стремимся к объединению, открыты для со-творчества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий