четверг, 19 августа 2021 г.

О понятии-жупеле (или понятии-Левиафане). К вопросу об эффекте параноидального-критического чтения.

Из обсуждении лекции № 4 "Что читать? Как читать? Современная философия о параноидальном и непараноидальном чтении" (из серии "Страх быть сфотографированным: (не)параноидальное чтение Зигмунда Фройда"; видео здесь)

                                                                Препятствия нам кажутся слишком большими лишь потому, что мы сами стоим на коленях. Поднимемся!

Что такое понятия-жупелы?


Понятие-жупел – полемическое обозначение, возникшее в ходе семинара для характеристики особого функционирования понятия при критическом чтении («интерпретация»), когда связи в тексте масштабируется теоретиком исходя из масштаба замеченных и редуцированных связей в исходном понятии, что порождает представление о неизменном, скрытом порядке существования (гегемония, господство, Левиафан) и предзаданном месте субъекта в нем (жертва, эксплуатируемое, «винтик»), а это, в свою очередь, отпугивает теоретика от других теоретиков (ведь они не понимают «истины», «реальности», ведь они служат этому порядку, они - глупцы), а других теоретиков от этого теоретика (ведь он не признает наше понятие о гегемонии или мешает нам соединяться в борьбе). Наложение масштаба понятия-жупела, – связи которого были действенны в особых условиях, но при этом редуцированы до какого-нибудь конечного объяснения, – ограничивает возможность действия, воображения, аффектов мыслей читателя-критика. Читатель-критик противопоставляет себя тексту, как и другим читателям, теша свое самолюбие вечной правотой и стремлением просвещать так называемую «толпу», но при этом страдая от самоуничижения по причине своего «знания» и вечной непризнанности, ввиду подразумеваемой глупости других. Отметим, что Фройд дисквалифицирует теорию женщины-рабочей в известном тексте. Рабочие не имеют право на теорию, но только критики, пекущиеся будто бы о рабочих. Таким образом, понятия-жупелы – это еще и теоретическая работа дистанцирования интеллектуалов от «неинтеллектуалов». Можно сказать, что понятия-жупелы паралитичны в большинстве смыслов этого слова – развязывают, отделяют, расслабляют и парализуют.

 

Есть ли понятия не-жупелы?

 

Соответственно, понятия, которые не используются для наложения и штамповки одинаковых решений на все случаи жизни, не являются жупелами, поскольку они расширяются за счет включения в них текущей практики борьбы или новых связей и отношений, они субъективно-деятельностны. Понятия-жупелы – это захват настоящего прошлым. Непаралитические понятия (со)держат настоящее. «Как вместить, динамизировать это понятие, чтобы оно стало организующим принципом моей деятельности сегодня?» - вот ключевой вопрос, которым следует задаваться перед работой с понятием. Если понятия-жупелы позволяют академическим интеллектуалам спокойно жить в своих индивидуальных удобных интерпретативных гнездах, позволяя создавать без всякой ответственности новые понятия, то организующий интеллектуал не может ритуализировать свое индивидуальное положение («жертва»), но связывается с другими, вносит эти связи в непаралитические понятия. Впрочем, необязательно быть интеллектуалом в университете. Жижека можно встретить в соседнем цеху, Агамбена в пивной, а Бадью на ресепшене – диалоги с позициями рабочих-интеллектуалов (или просто – «рабочих») – обязательная работа организующего интеллектуала.

 

Не является ли понятие понятия-жупела само - понятием-жупелом?

 

Понятие-жупел может стать понятием-жупелом, если будет использоваться для обозначения всех понятий, без учета их социального употребления. Если же оно будет служить для отделения парализующих «интерпретаций» от соединительных действий и расширения понятий, то такого превращения не произойдет. Впрочем, стоит отметить, не все понятия следует расширять, можно расширить, ввиду их профессиональной укорененности (таковы психоаналитические понятия) и пр., поскольку такое расширение приведет к потере профессиональной идентичности (редукция как залог продолжения такой практики). Трудно представить себе, чтобы в один прекрасный день психоаналитик сказал: «Я буду верить клиентам. Я не буду больше видеть скрытую реальность там, где мне предоставляют поверхность». Однако это не значит, что из психоаналитических понятий невозможно выделить важные эмпирические описания (которые есть у каждого гуманитарного понятия) для расширения понятий у таких теорий, которые не привязаны к жестким институциональным, социальным нормам и рамкам (таковы понятия марксизма, привязанные к рабочему движению, политэкономии и науке). Поэтому активировать, горизонтализировать, расширить понятия марксизма – это, можно предположить, посильная задача.

 

В какой степени понятия-жупелы являются следствием развития современного общества? иными словами, какая материальная необходимость стоит за их появлением? возможно, это неизбежное следствие существующей системы академической, университетской науки и образования, которая в большинстве своем отделена от классовой борьбы?

 

Профессионализация левых критиков вне рабочего движения приводит к академическому жонглированию понятий-жупелов. Институциональная дистанция приводит к тому, что интеллектуалы-рабочие стигматизируют рабочих-интеллектуалов (рабочие могут быть и являются теоретиками в своем роде), делая их жертвами Порядка. Отсутствие активного рабочего движения (либо подобное подразумевание) стимулирует интеллектуалов задаваться вопросом «почему нет активного рабочего движения», и на этот критический-объяснительный вопрос дается критический-объяснительный ответ – ввиду тотальной семиургической эксплуатации либо еще какой-нибудь очень скрытой и очень страшной реальности, которая тем не менее приносит удовольствие «порабощенным», думающим о своей принадлежности к «среднему классу» и потреблению. Если говорить о правых критиках, то они щеголяют скрытой подлинной реальностью (нация), связываясь с националистическими властями и партиями, противопоставляя ее «выдуманным и ложным конструктам» (класс, гендер, экология), что сближает их с левыми критиками без рабочего движения. Есть и другие виды противопоставлений критиков с понятиями-жупелами: гендерный противопоставляет классовому, классовый – экологическому, экологический – классовому и т.д.

Распространение понятий-жупелов – это еще и дело СМИ, журналов, блогов, политиков, аналитиков. Повсеместность критиков приводит к повсеместности понятий-жупелов. Сенсационные разоблачения, обвинения, надевания ярлыков и жупелов – стиль продающего контента в социальных медиа, всевозможных философов и старшего поколения у подъезда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий