Из обсуждении лекции № 4 "Что читать? Как читать? Современная философия о параноидальном и непараноидальном чтении" (из серии "Страх быть сфотографированным: (не)параноидальное чтение Зигмунда Фройда"; видео здесь)
Что такое понятия-жупелы?
Понятие-жупел – полемическое обозначение, возникшее в ходе
семинара для характеристики особого функционирования понятия при критическом
чтении («интерпретация»), когда связи в тексте масштабируется теоретиком исходя
из масштаба замеченных и редуцированных связей в исходном понятии, что
порождает представление о неизменном, скрытом порядке существования (гегемония,
господство, Левиафан) и предзаданном месте субъекта в нем (жертва,
эксплуатируемое, «винтик»), а это, в свою очередь, отпугивает теоретика от других
теоретиков (ведь они не понимают «истины», «реальности», ведь они служат этому
порядку, они - глупцы), а других теоретиков от этого теоретика (ведь он не
признает наше понятие о гегемонии или мешает нам соединяться в борьбе).
Наложение масштаба понятия-жупела, – связи которого были действенны в особых
условиях, но при этом редуцированы до какого-нибудь конечного объяснения, –
ограничивает возможность действия, воображения, аффектов мыслей
читателя-критика. Читатель-критик противопоставляет себя тексту, как и другим
читателям, теша свое самолюбие вечной правотой и стремлением просвещать так
называемую «толпу», но при этом страдая от самоуничижения по причине своего
«знания» и вечной непризнанности, ввиду подразумеваемой глупости других.
Отметим, что Фройд дисквалифицирует теорию женщины-рабочей в известном тексте.
Рабочие не имеют право на теорию, но только критики, пекущиеся будто бы о
рабочих. Таким образом, понятия-жупелы – это еще и теоретическая работа
дистанцирования интеллектуалов от «неинтеллектуалов». Можно сказать, что
понятия-жупелы паралитичны в большинстве смыслов этого слова – развязывают,
отделяют, расслабляют и парализуют.
Есть ли понятия
не-жупелы?
Соответственно, понятия, которые не используются для
наложения и штамповки одинаковых решений на все случаи жизни, не являются
жупелами, поскольку они расширяются за счет включения в них текущей практики
борьбы или новых связей и отношений, они субъективно-деятельностны.
Понятия-жупелы – это захват настоящего прошлым. Непаралитические понятия
(со)держат настоящее. «Как вместить, динамизировать это понятие, чтобы оно
стало организующим принципом моей деятельности сегодня?» - вот ключевой вопрос,
которым следует задаваться перед работой с понятием. Если понятия-жупелы
позволяют академическим интеллектуалам спокойно жить в своих индивидуальных
удобных интерпретативных гнездах, позволяя создавать без всякой ответственности
новые понятия, то организующий интеллектуал не может ритуализировать свое
индивидуальное положение («жертва»), но связывается с другими, вносит эти связи
в непаралитические понятия. Впрочем, необязательно быть интеллектуалом в
университете. Жижека можно встретить в соседнем цеху, Агамбена в пивной, а
Бадью на ресепшене – диалоги с позициями рабочих-интеллектуалов (или просто –
«рабочих») – обязательная работа организующего интеллектуала.
Не является ли
понятие понятия-жупела само - понятием-жупелом?
Понятие-жупел может стать понятием-жупелом, если будет
использоваться для обозначения всех понятий, без учета их социального
употребления. Если же оно будет служить для отделения парализующих
«интерпретаций» от соединительных действий и расширения понятий, то такого
превращения не произойдет. Впрочем, стоит отметить, не все понятия следует
расширять, можно расширить, ввиду их профессиональной укорененности (таковы
психоаналитические понятия) и пр., поскольку такое расширение приведет к потере
профессиональной идентичности (редукция как залог продолжения такой практики).
Трудно представить себе, чтобы в один прекрасный день психоаналитик сказал: «Я
буду верить клиентам. Я не буду больше видеть скрытую реальность там, где мне
предоставляют поверхность». Однако это не значит, что из психоаналитических
понятий невозможно выделить важные эмпирические описания (которые есть у
каждого гуманитарного понятия) для расширения понятий у таких теорий, которые
не привязаны к жестким институциональным, социальным нормам и рамкам (таковы
понятия марксизма, привязанные к рабочему движению, политэкономии и науке).
Поэтому активировать, горизонтализировать, расширить понятия марксизма – это,
можно предположить, посильная задача.
В какой степени
понятия-жупелы являются следствием развития современного общества? иными
словами, какая материальная необходимость стоит за их появлением? возможно, это
неизбежное следствие существующей системы академической, университетской науки
и образования, которая в большинстве своем отделена от классовой борьбы?
Профессионализация левых критиков вне рабочего движения
приводит к академическому жонглированию понятий-жупелов. Институциональная
дистанция приводит к тому, что интеллектуалы-рабочие стигматизируют
рабочих-интеллектуалов (рабочие могут быть и являются теоретиками в своем
роде), делая их жертвами Порядка. Отсутствие активного рабочего движения (либо
подобное подразумевание) стимулирует интеллектуалов задаваться вопросом «почему
нет активного рабочего движения», и на этот критический-объяснительный вопрос
дается критический-объяснительный ответ – ввиду тотальной семиургической
эксплуатации либо еще какой-нибудь очень скрытой и очень страшной реальности,
которая тем не менее приносит удовольствие «порабощенным», думающим о своей
принадлежности к «среднему классу» и потреблению. Если говорить о правых
критиках, то они щеголяют скрытой подлинной реальностью (нация), связываясь с
националистическими властями и партиями, противопоставляя ее «выдуманным и
ложным конструктам» (класс, гендер, экология), что сближает их с левыми
критиками без рабочего движения. Есть и другие виды противопоставлений критиков
с понятиями-жупелами: гендерный противопоставляет классовому, классовый –
экологическому, экологический – классовому и т.д.
Распространение понятий-жупелов – это еще и дело СМИ,
журналов, блогов, политиков, аналитиков. Повсеместность критиков приводит к
повсеместности понятий-жупелов. Сенсационные разоблачения, обвинения, надевания
ярлыков и жупелов – стиль продающего контента в социальных медиа, всевозможных
философов и старшего поколения у подъезда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий