В докладе № 6 "Конструирование фройдовского понятия чтения. Шаг первый: лексема чтения" (из серии "Страх быть сфотографированным: (не)параноидальное чтение Зигмунда Фройда") указывался следующий конкорданс по Ницше.
Краткое
изложение фрагмента с кандидатом в термины |
Связь с психоаналитическими
(контекстными) терминами |
Значимость
связи с контекстными терминами для терминологизации кандидата в термины |
11.
Ницше знал своего отца только в детстве. Образ солнца во фрагменте его
произведения «Так говорил Заратустра» отсылает к потерянному отцу. Солнце –
«сублимированный символ Отца» (sublimiertes Symbol des Vaters) |
Фройд
рассказывает об этом в работе о паранойе Шребера. Образ философа редуцируется
до скрытой индивидуальной патологики через отсылку к факту биографии. |
Ярчайший
пример фройдовской интерпретации философского текста. |
У Валерия Петрова возникли вопросы:
«проводился ли поиск по лексеме "критика"? является ли то, что делает
Фройд с теорией Ницше - критикой? можно ли называть психоаналитическую
интерпретацию критикой, или это разные вещи?».
Отвечаю на вопросы:
Отчет
по работе с конкордансами по буквосочетанию kriti* в корпусе Фройда (первые 10 томов собрания
сочинений; сочинения до 1915 года включительно).
Всего
найдено 361 конкорданс, из них 37 конкордансов связаны с контекстными
(психоаналитическими) понятиями.
Анализ релевантных конкордансов представлен в
таблице
Краткое
изложение фрагмента с кандидатом в термины |
Связь с психоаналитическими
(контекстными) терминами |
Значимость
связи с контекстными терминами для терминологизации кандидата в термины |
9.
Критический взгляд (kritischem Auge) смотрит за представление пациента (Darstellung des
Kranken), как за стену, видит пробелы и
повреждения (Lücken und Schäden) в ней, прийти к более глубоким слоям (tieferen
Schichten), наличию скрытого, бессознательного мотива (als Existenz verborgener,
unbewußter Motive zu nennen) |
Критика + бессознательное, скрытый мотив |
Критика
видит пробелы и скрытый мотив |
26.
Критика (kritische Prüfung) необходима, чтобы не следовать за тем, что
пациент думает о своей болезни, «не позволять пациенту формировать наше
научное мнение об этиологии невроза» (daß die Patienten uns unsere
wissenschaftliche Meinung über die Ätiologie der Neurose zurechtmachen) из-за
скрытия пациентом своего состояния, нежелания вспоминать |
Критика
+ этиология невроза |
Критика
не доверяет объяснениям пациента |
269.
Психоанализ критически (kritisch) относится к обществу («мы показываем ему,
что оно само играет большую роль в возникновении неврозов» (wir weisen ihr
nach, daß sie an der Verursachung der Neurosen selbst einen großen Anteil hat)),
к человеку, «раскрывая то, что в нем вытесняется» (die Aufdeckung des in ihm
Verdrängten zu unserem Feinde machen); психоанализ «разрушает иллюзии,
поэтому его обвиняют в угрозе идеалам» (weil wir Illusionen zerstören, wirft
man uns vor, daß wir die Ideale in Gefahr bringen)
290.
Психоанализ помогает критику обнаружить слабые места философских системы (der
Kritik selbst die schwachen Punkte des Systems anzeigen), раскрывая
индивидуальную мотивацию (психологическая детерминация (psychologische
Determinierung)) |
Критика
– неврозы – вытеснение – против идеалов
Критика
– слабые места философских систем – индивидуальная мотивация |
Критическая
функция психоанализа относительно общества и человека, философов |
315.
Фройд не использует психоанализ для критики своих оппонентов (чтобы не
привнести бестактность и агрессию к ним) («я ограничу использование анализа,
а вместе с ним нескромность и агрессию по отношению к моим оппонентам, до
минимума и, кроме того, заявлю, что я не основываю никакой научной критики на
этом методе» - Ich werde also die Verwendung der Analyse, damit die
Indiskretion und die Aggression gegen meine Gegner, auf ein Mindestmaß
beschränken und überdies anführen, daß ich keine wissenschaftliche Kritik auf
dieses Mittel gründe), но просто укажет отрицание принципов психоанализа у
мыслителей |
Критика
психоаналитиков не с точки зрения психоанализа |
Фройд
не распространяет психоанализ для критики психоаналитиков |
48.
Для анализа симптома сновидения, необходимо, чтобы пациент перестал критиковать,
«просеивать возникающие в нем мысли» (eine Ausschaltung der Kritik, mit der
er die ihm auftauchenden Gedanken sonst zu sichten pflegt), научиться
перестать критиковать «воспринимаемые мыслительные образования» (den Verzicht
auf die Kritik der wahrgenommenen Gedankenbildungen)
50.
Перестать критиковать – «подавляя одну идею, потому что она не важна для него
или не относится к теме, а другая потому, что она кажется ему бессмысленным»
(den einen Einfall zu unterdrücken, weil er ihm unwichtig oder nicht zum
Thema gehörig, den anderen, weil er ihm unsinnig erscheint. Er müsse sich
völlig unparteiisch gegen seine Einfälle verhalten; denn gerade an der Kritik
läge es) (то же самое, в к. 51, 54, 116, 119, 265, 289, 293-295)
55.
критика пациента направляется против «нежелательных мыслей» (ungewollten
Gedanken)
57.
Фройд призывает к «некритическому самоанализу» (kritiklosen Selbstbeobachtung)
120.
«некритически следуя ассоциациям из каждого сновидения, я могу прийти к такой
цепочке мыслей, среди элементов которой повторяются компоненты сновидения и
которые правильно и осмысленно связаны между собой» (ich durch kritiklose
Verfolgung der Assoziationen von jedem Traum aus zu einer solchen Kette von
Gedanken gelangen kann, unter deren Elementen die Traumbestandteile
wiederkehren, und die unter sich korrekt und sinnreich verknüpft sind, so
wird die geringe Erwartung) (ср. к. 208).
234.
«мы просим его полностью отдаться своим идеям и выдвигать все, что приходит
на ум, без какой-либо критической поддержки. Итак, мы исходим из
предположения, которое он совершенно не разделяет, что эти идеи не будут произвольными, но будут
определяться отношением к его секрету, его «комплексу»» (diese Einfälle
nicht willkürliche, sondern durch die Beziehung zu seinem Geheimnisse, seinem
„Komplex“, bestimmt sein werden) 251.
Чем меньше художник применяет сознательную критику (bewußter Kritik), тем
больше раскрывает законы бессознательного (welchen Gesetzen die Betätigung
dieses Unbewußten folgen muß, aber er braucht diese Gesetze nicht
auszusprechen)
|
Критика
пациентом своих собственных мыслей должна быть преодолена + симптом
сновидения + некритический самоанализ; свободная ассоциация вне критики |
Для
анализа симптома необходимо прекратить просеивать (к. 118 – неудобные, неприятные,
мешающие) мысли, а говорить все, что приходит на ум. Критика
своих мыслей – подавление, признание их неважности, нежелательности и
бессмысленности. Необходимо
некритическое перечисление, собрание всех элементов сновидения, всех
высказываний Свободные
ассоциации будут связаны со скрытым комплексом |
325-327.
Мы критикуем наши намерения. Мания наблюдения (Beobachtungswahn) (паранойя).
Это нормально. Это указывает на присутствие совести, идеального я, учителей, общественного
мнения, критического влияния родителей (Die Anregimg zur Bildung des
Ichideals, als dessen Wächter das Gewissen bestellt ist, war nämlich von dem
durch die Stimme vermittelten kritischen Einfluß der Eltern ausgegangen, an
welche sich im Laufe der Zeiten; an welche sich im Laufe der Zeiten die
Erzieher, Lehrer und als unübersehbarer, unbestimmbarer Schwarm alle anderen
Personen des Milieus angeschlossen hatten) «Институт
совести был, по сути, воплощением сначала родительской критики, а затем
критики общества, процесса, который повторяется при появлении тенденции к
вытеснению со стороны изначально внешнего запрета или препятствия» (Die
Institution des Gewissens war im Grunde eine Verkörperung zunächst der
elterlichen Kritik, m weiterer Folge der Kritik der Gesellschaft, ein Vorgang,
wie er sich bei der Entstehung einer Verdrängungsneigung aus einem zuerst
äußerlichen Verbot oder Hindernis wiederholt) |
Критика
– мания наблюдения, - совесть, идеальное я, запрет со стороны других |
Критика
есть продукт запрета со стороны других |
85.
Ребенок (Kritik des Kindes) критикует отца (находит слабости - Schwäche des
Vaters), научившись от него строгим требованиям, но цензура не позволяет
критике выразиться ввиду набожного отношения к отцу, тем более, умершему (Zensur,
welche die Äußerungen dieser Kritik vom Bewußtwerden abdrängt) (отсюда сон о
мертвом отце) (ср. к. 337) |
Критика
+ цензура |
Критика
– нахождение слабостей; критика сознательный и бессознательный контроль над
выражением своего отношения |
99.
Критические импульсы во сне (Kritik im Traum) – сопротивление части
содержания во сне
102.
Критика сна во сне – «это всего лишь сон» - как следствие цензуры, которая не
успела цензурировать сновидение (verächtliche Kritik: Es ist ja nur ein
Traum, dann im Traum auftritt, wenn die niemals ganz schlafende Zensur sich
durch den bereits zugelassenen Traum überrumpelt fühlt)
106.
Критикующая инстанция (kritisierende Instanz) – сознание, исключающее из себя
некоторые элементы |
Критика
– сновидение – бессознательное; цензура |
Критика
сна в бессознательном состоянии; критика как проявление цензуры (в к. 112 –
критическая цензура - «kritischen Zensnr») |
133.
«Самокритика, внутреннее противоречие собственному высказыванию» (Selbstkritik,
innerer Widerspruch gegen die eigene Äußerung), приводит к высказыванию
противоположного смысла тому, что действительно подразумевалось («речевая
ошибка обнажает внутреннюю неискренность» (und wie der Sprechfehler die
innere Unaufrichtigkeit bloßgelegt hat)) |
Самокритика
– парапраксис |
Самокритика
– высказывание |
178.
Удовольствие от детских игр, вообще от фантазии объясняется «бунтом против
принуждения думать и [соотносится с] реальностью» (die
Auflehnung gegen
den Denk-
und Realitätszwang eine
tiefgreifende und lang
anhaltende), «чтобы избежать давления критического
разума» (Es benützt nun das Spiel dazu, sich dem Drucke der kritischen
Vernunft zu entziehen)
179.
«Удовольствие от бессмыслицы» (der Lust am Unsinn) теряется при взрослении
из-за усиления критики (Die Macht der Kritik)
182.
«удовольствие
[от острот] возникает из-за спасительного психологического усилия, из-за
освобождения от принуждения критиковать» (diese Lust aus Ersparung an
psychischem Aufwand, Erleichterung vom Zwange der Kritik, hervorgeht,
brauchen wir nur zu wiederholen).
188.
«Когда шутят, на переднем плане находится удовлетворение от того, что стало
возможным то, что было запрещено критикой» (Beim Scherz steht die
Befriedigung, das von der Kritik Verbotene ermöglicht zu haben, im
Vordergründe) (ср. к. 203)
|
Критика
– правильное мышление – реальность, разум; противоположность фантазии;
удовольствие
|
Фантазия
– выйти за пределы критики; удовольствие от преодоления принуждения мыслить
рационально |
351-353.
Самокритика меланхолика ближе к истине; чтобы понять себя, человеку нужно
быть больным: «Если он изображает себя в усиленной самокритике (Selbstkritik)
как мелочного, эгоистичного, неискреннего, зависимого (kleinlichen,
egoistischen, unaufrichtigen, unselbständigen) человека, который только
всегда пытался скрыть слабости своего существа (die Schwächen seines Wesens
zu verbergen), то, насколько нам известно, он, возможно, довольно близко
подошел к самопознанию и мы только удивляемся, почему человек должен сначала
заболеть, чтобы быть доступным для такой истины»
«Собственное
разоблачение» (der eigenen Bloßstellung), «смущающее самоуничижение» (peinlichen
Selbstherabsetzung)
Одна
часть эго противопоставлена другой, критикует другую (wie sich ein Teil des
Ichs dem anderen gegenüberstellt, es kritisch wertet, es gleichsam zum Objekt
nimmt); совесть, цензура сознания (gewöhnlich Gewissen genannte Instanz; wir
werden sie mit der Bewußtseinszensur)
Потеря
объекта = потеря эго – расщепление эго на эго, идентифицированное с
потерянным объектом и критикующим эго (Auf diese Weise hatte sich der
Objektverlust in einen IchVerlust verwandelt, der Konflikt zwischen dem Ich
und der geliebten Person in einen Zwiespalt zwischen der Ichkritik und dem
durch Identifizierung veränderten Ich) |
Самокритика
– меланхолия |
Самопознание
меланхолика – самоуничижение |
Обобщение анализа конкордансов по буквосочетанию kriti*
Итак,
для Фройда, критика – это:
1) работа психоанализа с пациентами, обществом,
философией – обнаружение бессознательных, скрытых мотивов, слабостей в логике,
обусловленных субъективной, индивидуальной мотивацией; недоверие к объяснениям
самих людей своих состояний, недоверие к общественным идеалам (к. 9, 26, 269,
290, 315);
2) препятствие на пути к обнаружению скрытых,
бессознательных мотивов; рациональный, сознательный отбор, просеивание мыслей,
отделение существенных, необходимых, приятных, позволительных мыслей от их
противоположностей (даже во сне); руководят критической цензурой запреты,
учрежденные совестью, идеальным я, общественным мнением, родительским влиянием
(критика со стороны других создает самокритику) (к. 48, 50, 51, 54, 55, 57, 85,
99, 102, 106, 116, 119, 120, 234, 251, 265, 289, 293-295, 325-327);
3) то, что мешает испытать удовольствие от
бессмыслицы, преодоления запретов и принуждения мыслить рационально (к.
178-179, 182, 188, 203);
4) способ меланхолика приблизится к этическому
императиву самопознания с точки зрения психоаналитического масштаба (человек =
мелочное, эгоистичное, неискреннее, зависимое существо, пытающееся скрыть свои
слабости) (к. 351-353).
Ответ на него может быть такой: да, с точки зрения
анализа конкордансов лексемы «критика», психоаналитическую интерпретацию можно
назвать критикой, поскольку она предполагает обнаружение скрытого (п. 1
обобщения). При этом следует добавить, что у Фройда есть мощная антикритическая
линия рассуждений (критика понимается здесь не как обнаружение скрытого, а как
цензурирование, исключение, запрет скрытого, табуированного, иррационального),
которая призывает к тому, чтобы фиксировать акты критики и пресекать их,
перестать редуцировать реальность, дисквалифицировать высказывания пациентов,
но все эти ирредуцирующие положения функционируют только для того, чтобы
включить психоаналитическую критику (свободное ассоциирование пациентов
масштабируется под психоаналитические комплексы, обнаружение скрытого) (п. 2
обобщения). Фройд еще важен тем, что пытается показать контуры критического
умонастроения, объяснить их происхождение (редуцировав их до наличия скрытых
запретов) (пп. 2-3 обобщения). Следовательно, психоаналитик критикует
критический дух, разоблачая запреты и цензуру, запрещая и цензурируя те связи и
явления, которые выходят за пределы психоаналитического масштаба. Важно,
что Фройд свой идеал самопознания также связал с критикой (п. 4 обобщения),
точнее с самоуничижением и идеей скрытия, ведь психоанализ направлен против
любых общественных идеалов, удваивает реальность, ищет везде индивидуальный,
бессознательный мотив.
Релевантность анализа конкордансов «критика» для
понимания фройдовского чтения состоит в том, что теперь становится понятно,
почему я не смог найти никаких упоминаний психоаналитических произведений и
авторов, к которым была бы применена психоаналитическая интерпретация: Фройд не
хотел допустить выражения своего индивидуального, психического отношения к
своим оппонентам. Учитывая, что такого индивидуального отношения у него не было
к философам, он мог соответственным образом применять к ним психоаналитическую
интерпретацию. Кроме того, важность состоит в том, что Фройду причисляют к
теоретикам критического чтения. Было бы неправильно квалифицировать его так без
того, чтобы спросить о его отношении к критике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий