воскресенье, 7 ноября 2021 г.

Ж. Лакан о счастье (рубрика "игры с корпусом")

 🎪 #игры_с_корпусом (подробнее о рубрике здесь)

 

Друзья, попытаемся узнать, что Ж. Лакан имел в виду, когда упоминал слово «счастье» .

 


Устроим эксперимент. Раньше мы просто читали конкордансы (слово в непосредственном языковом контексте), но теперь решили начать с генерирования и прочтения значимых коллокаций (частотная рядоположенность слов с искомым словом), а затем перепроверить результаты обработкой конкордансов.

 

Абсолютная цель игр с корпусом – научиться быстро, эффективно и объективно находить значимые рядоположенности слов для определения кандидатов в термины (искомые слова).

 

📚 Работаем с корпусом текстов психоаналитика.


1) семинары на французском 1-25 (обозначены в скобках как номер);

2) три сборника «Ecrits» (Ecrits, Autres Ecrits, Ecrits неофиц.) (обозначены в скобках, например, соответственно, Е-1 и т.д.).

 

💻 Результаты работы с корпусом (все материалы можно скачать здесь).

 

Часть первая. Работа с коллокациями.

 

1. Метод:

 

Поиск был произведен только по слову «bonheur» (всего упоминается в корпусе психоаналитика 188 раз). Сначала сгенерированы коллокации с bonheur. Диапазон коллокаций 20 слов слева и 20 слов справа от искомого слова (применен T-score для их ранжирования, чтобы выявить наиболее вероятные сочетания слов). Были выбраны 10 частотных терминов (в скобках указано количество раз упоминаний в диапазоне с «bonheur» и показатель T-score; как известно, не меньше 2 является статистически значимым показателем): monde (9; 2,93), homme (9; 2,91), objet (8; 2,67), сomplexe (6; 2,42), vie (6; 2,40), function (6; 2,30), soi (6, 2,41), langue (5; 2,2), plaisir (6; 2,42), discours (5; 2,05), Freud (7; 2,44). Затем сгенерированы конкордансы исходя из значимых коллокаций (существительных, имеющих терминологическую нагрузку в текстах Лакана)

 

2. Находки (в скобочках номер фрагмента, а через тире - порядковый номер источника):

 

Иллюзорное счастье в психологии

 

homme: в американском обществе господствует психология бихевиоризм, которая ставит во главу угла стремление к счастью – адаптацию человека к окружающей среде; здесь Лакан видит сходство с функцией objet a как инструмента, заполняющего нехватку в субъекте и Другом в воображаемом (фр. 11 = 12).

 

soi: Лакан не признает прогресса в самопознании человека и достижения счастья; при этом суггестия в современной психологии может привести к конформизму и социальной эксплуатации (фр. 10; E-3).

 

Результаты:

 

Итак, результаты обработки коллокаций неутешительны. Определение счастья у Лакана может быть сформировано только через отрицание адаптации и суггестии. Содержательных характеристик не найдено.

 

Насколько глубоко нужно было продвинуться по списку частотности, чтобы захватить семантически значимые рядоположенности слов?

 

Часть вторая. Работа с конкордансами.

 

1. Метод:

 

Читаем все 188 конкордансов.

 

2. Находки (в скобочках номер фрагмента, а через тире - порядковый номер источника).

 

Психоанализ и счастье

 

Говорящие существа счастливы по природе (Les «êtres» parlants sont heureux, heureux de nature) (фр. 53; Е-2) (заметим, термины parlants (не было в списке из-за низкой частотности), nature (4 раза; T-score - 1,95), être (по ошибке оказалось в списке стоп-слов)). Из непосредственного контекста значение не извлекается. Посмотрим у комментаторов. Luis Izcovich в статье «L'être de jouissance»: говорящее существо – название человека, поскольку его существование подвержено влиянию языка; говорящее существо счастливо по природе, поскольку у него есть доступ к свободным ассоциациям (в которых jouissance (влечение, тело) проникает в речь), а значит, в некоторых случаях трудно завершить психоаналитическое лечение. Philippe Madet говорит то же самое, добавляя, что люди идут к психоаналитику из-за симптома, а не из-за jouissance, но как только обретают возможность свободно ассоциировать, они начинают больше концентрироваться на jouissance. Предположим, что перманентная символизация смещает внимание от симптома (от несимволизируемого остатка – сингулярности бессознательного, незаписываемых отношений между полами и т.д.).

 

Лакан рассуждает о пари Паскаля в контексте психоанализа и достижения счастья (фр. 160-164; 13). Отметим термины «jeu» (4 раза; T-score - 1,94), «pari» (3 раза, T-score – 1,72) (нужно в следующий раз группировать семантически сходные слова в списке коллокаций) Dominiek Hoens в статье «You Never Know Your Luck: Lacan Reads Pascal»: «Если принять условия пари, то это означает, что земные удовольствия на самом деле ничто по сравнению с бесконечным счастьем, ожидающего верующего. Лакан показывает удивительную аналогию с ожиданием, с которым люди обращаются к психоаналитику: их надежда на другую жизнь, на счастливую жизнь как на возможный результат дорогостоящего и трудоемкого труда психоанализа. В условиях нехристианских рамок аналитического лечения человек стремится не к бесконечности счастливых жизней, а ко второй жизни, счастливой. Вот почему, возможно, Лакан больше, чем Паскаль, может подвергнуть сомнению это пари: оно к чему-то приведет или ни к чему? От чего нужно отказаться, чтобы иметь шанс вести счастливую жизнь? Однако лакановский психоанализ обещает нечто другое - не счастливую жизнь, а доступ к культуре желания. Это означает, что человек должен отказаться от того, что он уже потерял: от удовольствия (jouissance), все еще присущего симптому, на который он жалуется. Анализ заставит анализанта понять, что это «пари» в любом случае проиграно и что он может только ожидать плодотворного и/или терпимого желания».

 

Психоанализ – поиск счастливого случая, обнаружение симптома за пределами принципа удовольствия благодаря свободному ассоциированию (принцип удовольствия не дает узнать о нашей уникальности, поскольку делает нас нормальными, порядочными и т.д.) (фр. 125; Е-3). Отметим термины «plaisir» (при чтении коллокаций не обратил внимания на этот фрагмент).

 

Иллюзорное счастье в нелакановском психоанализе (Балинт)

 

Лакан критикует понятие генитального взросления, которое указывает на разрешение проблем с Другим благодаря отношению к нему как к реальному объекту (фр. 69; Е-1); отметим термины «sujet» (по ошибке оказалось в списке стоп-слов). Потребность любви и признания, как замечает Owen Hewitson, не может быть удовлетворена какими-либо объектами с нашей стороны и со стороны других людей. Необходимо, наоборот, «принять нехватку Другого как наш объект»; нехватка Другого не может быть объективизирована, наподобие «роз в День св. Валентина». Необходимо принять эти потребности как то, что фундирует желание, как пишет Ray O’Neill. Это, как считает Лакан, условие нашего счастья. То есть, скажем, счастье как раз в этом неудовлетворительном процессе символизации без объективизации.


Психоанализ счастья до психоанализа


Лакан пишет о «счастье во зле» у Сада и обращается к Канту (фр. 73-77). Отметим термины «Sade» (4 раза; T-score - 1,99), «Loi» - меньше 3 раз, поэтому в списке его нет). См. комментарий: «Тема “счастья во зле” означает удовольствие от боли - боли, которая помещается в сердце субъекта и взывает к его “другой стороне”. Что это за счастье, которое сделало возможным психоанализ и грани которого Лакан искал у Канта, а нашел у де Сада? Это влечение к смерти, другое название Сверх-Я – Лакан выделил его в качестве объекта в аналитической практики» (Ясмин Грассер. Опыт прочтения “Канта с де Садом” // Международный психоаналитический журнал. Спецвыпуск’2018)

 

Лакан пишет, что в Экклезиасте находится приказ «Наслаждайтесь», что является выражением инстанции сверх-я: удовольствие есть следствие приказа, и, как следствие, похоже на демонстрацию счастья. Отсюда и связь навязчивого невроза с религией у Фройда (фр. 112; Е-3). Отметим термин «langue» (при чтении коллокаций не обратил внимание на этот фрагмент).

 

Воображаемое счастье

 

У ребенка есть немного счастья, когда он служит в качестве воображаемого фаллоса для матери, но как только вмешивается в эту ситуацию его реальный пенис, происходит отстранение от матери (фр. 138; 4). Отметим термин «enfant» (5 раз; T-score - 2,17).

 

Итак, результаты эксперимента таковы: нужно откорректировать стоп-слова, группировать коллокации и опускаться ниже по списку коллокаций (T-score – меньше 1,9). В следующий раз поэкспериментируем с глубиной коллокаций (взять, навскидку, 15 существительных-терминов-квазитерминов). Было бы правильно для отсутствия пропусков значимых фрагмментов в дальнейшем, завести таблицей с характеристикой всех конкордансов (например, 1 - есть значимость; 0 - значимости нет; ? - непонятный контекст и т.д.).

 

Наш вариант терминологизации слова «счастье» из корпуса Лакана:

 

счастье – символизация сингулярности симптома, влечения (результата влияния языка на человеческое тело, отношения между полами; структуры бессознательного) без возможности достижения удовлетворения потребностей, желаний Другого, адаптации к требованиям общества, воображаемой объективизации этих требований.

 

👍 Предлагайте свои варианты терминологизации счастья на основе собранных материалов!

 

👌 Найдем и терминологизируем какое-нибудь интересное слово из корпусов З. Фройда, К. Маркса и Ф. Энгельса, Ж. Лакана и других мыслителей!

 

Пишите фамилию автора и слово (например, "Фуко, кошка").

 

А мы готовим публикацию о том, в каких случаях Лакан упоминал слово «меланхолия» (третий заказ) и «память» (четвертый заказ) у Лакана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий