🎪 #игры_с_корпусом (подробнее о рубрике здесь)
❓ Друзья, попытаемся узнать, что
Ж. Лакан имел в виду, когда упоминал слово «счастье» ☺️.
Устроим эксперимент. Раньше мы просто читали конкордансы (слово
в непосредственном языковом контексте), но теперь решили начать с генерирования
и прочтения значимых коллокаций (частотная рядоположенность слов с искомым
словом), а затем перепроверить результаты обработкой конкордансов.
Абсолютная цель игр с корпусом – научиться быстро,
эффективно и объективно находить значимые рядоположенности слов для определения
кандидатов в термины (искомые слова).
📚 Работаем с корпусом текстов психоаналитика.
1) семинары на французском 1-25 (обозначены в скобках как номер);
2) три сборника «Ecrits» (Ecrits, Autres Ecrits, Ecrits неофиц.) (обозначены в скобках, например, соответственно, Е-1 и т.д.).💻 Результаты работы с корпусом (все материалы можно скачать здесь).
Часть первая. Работа с коллокациями.
1. Метод:
Поиск был произведен только по слову «bonheur» (всего упоминается в корпусе психоаналитика 188 раз). Сначала сгенерированы коллокации с bonheur. Диапазон коллокаций 20 слов слева и 20 слов справа от искомого слова (применен T-score для их ранжирования, чтобы выявить наиболее вероятные сочетания слов). Были выбраны 10 частотных терминов (в скобках указано количество раз упоминаний в диапазоне с «bonheur» и показатель T-score; как известно, не меньше 2 является статистически значимым показателем): monde (9; 2,93), homme (9; 2,91), objet (8; 2,67), сomplexe (6; 2,42), vie (6; 2,40), function (6; 2,30), soi (6, 2,41), langue (5; 2,2), plaisir (6; 2,42), discours (5; 2,05), Freud (7; 2,44). Затем сгенерированы конкордансы исходя из значимых коллокаций (существительных, имеющих терминологическую нагрузку в текстах Лакана)
2. Находки (в скобочках номер фрагмента, а через тире -
порядковый номер источника):
Иллюзорное счастье в психологии
homme:
в американском обществе господствует психология бихевиоризм, которая ставит во
главу угла стремление к счастью – адаптацию человека к окружающей среде; здесь
Лакан видит сходство с функцией objet a как инструмента,
заполняющего нехватку в субъекте и Другом в воображаемом (фр. 11 = 12).
soi:
Лакан не признает прогресса в самопознании человека и достижения счастья; при
этом суггестия в современной психологии может привести к конформизму и
социальной эксплуатации (фр. 10; E-3).
Результаты:
Итак, результаты обработки коллокаций неутешительны.
Определение счастья у Лакана может быть сформировано только через отрицание
адаптации и суггестии. Содержательных характеристик не найдено.
Насколько глубоко нужно было продвинуться по списку
частотности, чтобы захватить семантически значимые рядоположенности слов?
Часть вторая. Работа
с конкордансами.
1. Метод:
Читаем все 188 конкордансов.
2. Находки (в скобочках номер фрагмента, а через тире -
порядковый номер источника).
Психоанализ и счастье
Говорящие существа счастливы по природе (Les «êtres» parlants sont heureux,
heureux de nature)
(фр. 53; Е-2) (заметим, термины parlants
(не было в списке из-за низкой частотности), nature (4 раза; T-score - 1,95), être
(по ошибке оказалось в списке стоп-слов)). Из непосредственного контекста
значение не извлекается. Посмотрим у комментаторов. Luis Izcovich в статье «L'être
de jouissance»:
говорящее существо – название человека, поскольку его существование подвержено
влиянию языка; говорящее существо счастливо по природе, поскольку у него есть
доступ к свободным ассоциациям (в которых jouissance (влечение, тело) проникает в речь), а значит, в
некоторых случаях трудно завершить психоаналитическое лечение. Philippe Madet говорит то же
самое, добавляя, что люди идут к психоаналитику из-за симптома, а не из-за jouissance, но как только
обретают возможность свободно ассоциировать, они начинают больше
концентрироваться на jouissance.
Предположим, что перманентная символизация смещает внимание от симптома (от
несимволизируемого остатка – сингулярности бессознательного, незаписываемых
отношений между полами и т.д.).
Лакан рассуждает о пари Паскаля в контексте психоанализа и достижения счастья (фр. 160-164; 13). Отметим
термины «jeu» (4 раза; T-score - 1,94), «pari» (3 раза, T-score – 1,72) (нужно в следующий раз группировать
семантически сходные слова в списке коллокаций) Dominiek Hoens в
статье «You Never Know Your Luck:
Lacan Reads Pascal»: «Если принять
условия пари, то это означает, что земные удовольствия на самом деле ничто по
сравнению с бесконечным счастьем, ожидающего верующего. Лакан показывает
удивительную аналогию с ожиданием, с которым люди обращаются к психоаналитику:
их надежда на другую жизнь, на счастливую жизнь как на возможный результат
дорогостоящего и трудоемкого труда психоанализа. В условиях нехристианских
рамок аналитического лечения человек стремится не к бесконечности счастливых
жизней, а ко второй жизни, счастливой. Вот почему, возможно, Лакан больше, чем
Паскаль, может подвергнуть сомнению это пари: оно к чему-то приведет или ни к
чему? От чего нужно отказаться, чтобы иметь шанс вести счастливую жизнь? Однако
лакановский психоанализ обещает нечто другое - не счастливую жизнь, а доступ к
культуре желания. Это означает, что человек должен отказаться от того, что он
уже потерял: от удовольствия (jouissance),
все еще присущего симптому, на который он жалуется. Анализ заставит анализанта
понять, что это «пари» в любом случае проиграно и что он может только ожидать
плодотворного и/или терпимого желания».
Психоанализ – поиск счастливого случая, обнаружение симптома
за пределами принципа удовольствия благодаря свободному ассоциированию (принцип
удовольствия не дает узнать о нашей уникальности, поскольку делает нас
нормальными, порядочными и т.д.) (фр. 125; Е-3). Отметим термины «plaisir» (при чтении коллокаций не обратил внимания
на этот фрагмент).
Иллюзорное счастье в нелакановском психоанализе (Балинт)
Лакан критикует понятие генитального взросления, которое
указывает на разрешение проблем с Другим благодаря отношению к нему как к реальному
объекту (фр. 69; Е-1); отметим термины «sujet» (по ошибке оказалось в списке стоп-слов). Потребность
любви и признания, как замечает Owen Hewitson,
не может быть удовлетворена какими-либо объектами с нашей стороны и со стороны
других людей. Необходимо, наоборот, «принять нехватку Другого как наш объект»;
нехватка Другого не может быть объективизирована, наподобие «роз в День св.
Валентина». Необходимо принять эти потребности как то, что фундирует желание,
как пишет Ray O’Neill.
Это, как считает Лакан, условие нашего счастья. То есть, скажем, счастье как
раз в этом неудовлетворительном процессе символизации без объективизации.
Психоанализ счастья до психоанализа
Лакан пишет о «счастье во зле» у Сада и обращается к Канту (фр.
73-77). Отметим термины «Sade»
(4 раза; T-score - 1,99), «Loi» - меньше 3
раз, поэтому в списке его нет).
См. комментарий: «Тема “счастья во зле” означает удовольствие от боли - боли,
которая помещается в сердце субъекта и взывает к его “другой стороне”. Что это
за счастье, которое сделало возможным психоанализ и грани которого Лакан искал
у Канта, а нашел у де Сада? Это влечение к смерти, другое название Сверх-Я –
Лакан выделил его в качестве объекта в аналитической практики» (Ясмин Грассер.
Опыт прочтения “Канта с де Садом” // Международный психоаналитический журнал. Спецвыпуск’2018)
Лакан пишет, что в Экклезиасте находится приказ «Наслаждайтесь»,
что является выражением инстанции сверх-я: удовольствие есть следствие приказа,
и, как следствие, похоже на демонстрацию счастья. Отсюда и связь навязчивого
невроза с религией у Фройда (фр. 112; Е-3). Отметим термин «langue» (при чтении коллокаций не обратил
внимание на этот фрагмент).
Воображаемое счастье
У ребенка есть немного счастья, когда он служит в качестве
воображаемого фаллоса для матери, но как только вмешивается в эту ситуацию его реальный
пенис, происходит отстранение от матери (фр. 138; 4). Отметим термин «enfant» (5 раз; T-score - 2,17).
Итак, результаты эксперимента таковы: нужно откорректировать стоп-слова, группировать коллокации и опускаться ниже по списку коллокаций (T-score – меньше 1,9). В следующий раз поэкспериментируем с глубиной коллокаций (взять, навскидку, 15 существительных-терминов-квазитерминов). Было бы правильно для отсутствия пропусков значимых фрагмментов в дальнейшем, завести таблицей с характеристикой всех конкордансов (например, 1 - есть значимость; 0 - значимости нет; ? - непонятный контекст и т.д.).
❗️Наш
вариант терминологизации слова «счастье» из корпуса Лакана:
☺️
счастье – символизация сингулярности симптома, влечения (результата влияния
языка на человеческое тело, отношения между полами; структуры бессознательного)
без возможности достижения удовлетворения потребностей, желаний Другого,
адаптации к требованиям общества, воображаемой объективизации этих требований.
👍 Предлагайте свои варианты терминологизации счастья на основе собранных
материалов!
👌 Найдем и терминологизируем какое-нибудь интересное слово из корпусов З. Фройда,
К. Маркса и Ф. Энгельса, Ж. Лакана и других мыслителей!
Пишите фамилию автора и слово (например, "Фуко,
кошка").
А мы готовим публикацию о том, в каких случаях Лакан
упоминал слово «меланхолия» (третий заказ) и «память» (четвертый заказ) у
Лакана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий