В исследованиях чтения за последние несколько десятилетий были разграничены несколько классификаций. Здесь мы опираемся на наработки Риты Фельски, Евы Седжвик, Бруно Латура, Грэма Хармана и др. В том числе разграничение состоялось на основе признания того, что чтение у Фройда является параноидальным, критическим в противоположность посткритическому (Ева Седжвик).
Определимся
сначала с параноидальным, критическим чтением в таких аспектах: работа с
текстом, аффекты чтения, социальные эффекты чтения.
Работа с текстом
Параноидальное,
критическое чтение нацелено на извлечение тайных смыслов из текста, поскольку
текст предстает в качестве раздвоенного на явление и сущность, явное и скрытое.
Параноидальное, критическое чтение исследует текст для обвинения автора в
непреднамеренном насилии над знаком, языком, культурой, субъектом, в раскрытии
насилия в структуре, логике текста, в заявлении о том, что текст противоречит
самому себе, а интенции автора опровергаются в тексте.
Параноидальное,
критическое чтение характеризуется близким чтением, обращением внимание на
мельчайшие элементы текста – лексему, фигуры речи, синтаксис и даже знаки
препинания, которые не вписываются в систему того или иного мыслителя, сообщая
о нехватке, отсутствии, утрате, вытеснении иррациональных, нелогических
оснований в тексте.
Параноидальное,
критическое чтение подразумевает существование определенных норм чтения, с
точки зрения которых судится текст, но при этом сам критик остается, будто бы,
за пределами тех иллюзий, которые выявляются в тексте.
Аффекты чтения
Параноидальное,
критическое чтение уподобляется детективной работе, получая удовольствие от
нахождения скрытых «улик», слов, метафор, значений, которые позволяют выследить
настоящего «убийцу» (культурно-исторические стереотипы автора, эпохи, культуры,
нередуцируемую природу различия в языке и т.д.).
В
этом смысле параноидальное, критическое чтение всегда уже разочаровано в любых
общественных идеалах, находится в постоянном подозрении к тексту и обретает тот
результат, который был предположен перед началом чтения: текст-автор лжет,
логика нелогична, метафоры уничтожают теоретическую целостность, существует
вытесненная, вторая реальность текста.
Социальные эффекты чтения
Параноидальное,
критическое чтение всегда выигрывает (побеждает текст, торжествует над текстом),
показывая рабство там, где речь шла о свободе, дискурсы власти, капитализма,
симулякров и т.д. там, где маячила инициатива субъекта, то есть, осуществляет
инверсию двойственной реальности, диверсию любой социальной активности,
поскольку за любым призывом стоят ложные цели и смыслы. Будучи
изначально-исторически подрывной стратегией, параноидальное, критическое чтение
сближается с теориями заговоров, прекращает любую возможность доверия,
объединения, коллективной организации, то есть, такое чтение теряет подрывной
потенциал, превращая любой текст в набор клишированных диагнозов и приговоров.
К тому же такой способ чтения стал повсеместным, используется в СМИ, политике,
образовании и искусстве. Критик, как владелец уникального доступа к скрытой
реальности текста, торжествует победу в процессе чтения, но социальный эффект
этого чтения таков, что он стремится к самоуничижению. Зная о тотальности
гнетущего миропорядка, такой критик мыслит себя неспособным объединиться с
другими людьми (он им не доверяет), неспособным что-либо изменить, мыслит себя
страдающим от собственного знания, добровольно соглашаясь на угнетение
понятиями-Левиафанами, понятиями-жупелами, назначая себя крысой в лабиринте,
винтиком в механизме, пешкой в играх великих господ.
Тот
факт, что параноидальное, критическое чтение стало предсказуемым, редуцирующим,
аполитичным и массовым предопределило разработку посткритического,
непараноидального чтения.
Определимся
его в тех же трех аспектах.
Работа с текстом
С
точки зрения посткритического чтения текст является полным значений и смыслов,
но это не значит, что ему присуща нехватка на каком-либо из уровней. Чтение
разомкнуто и настроено на принятие текста каков он есть, а не того каким он на самом деле есть или должен быть.
Кроме того, посткритическое чтение считает текст одним из материальных
предметов в этом мире, связанным с другими предметами в систему сетей,
взаимосвязей и зависимостей. Поэтому рассматривать текст без рассмотрения
других текстов и реальностей невозможно. Такой подход не ставит себе цель
редуцировать до заранее заданных скрытых положений, но и не останавливается на
одном лишь изучаемом тексте. В этом смысле посткритическое чтение дополняется
дистанционным чтением (Франко Моретти), которое предполагает анализ
индивидуального текста в корпусе текстов данной эпохи, чтобы выделить их
сходство и различие, культурную специфику, критерии отбора одного текста перед
другими, чтение текстов, находящихся за пределами отобранного канона, круга
чтения. Расширение читательского канона предполагает использование техник
корпусной лингвистики и алгоритмического чтения, то есть, анализ большого
количества текстов посредством создания и обработки конкордансов (слово в
контексте лексики, стоящей перед ним и после него в тексте), коллокаций (часто
встречающиеся слова вблизи искомого слова) и т.д. Отсюда возникает возможность
открытия неканонической терминологии в теоретических текстах посредством новых
взаимосвязей между различными понятиями.
Аффекты чтения
Посткритическое
чтение обращается к тексту для празднования со-творчества, акцентируя внимание
на то, что делает текст с читателем, как данный текст может открыть читателю
реальность, связать его с другими читателя посредством смыслов и значений,
которые производятся в диалоге читателя и текста. Чтение оказывается
экспериментальной, творческой процедурой работы на поверхности текста, с теми
словами и значениями, которые инкорпорированы в тексте и появляются в диалоге с
читателем. Такое чтение доверяет тексту, испытывая эмпатию к автору на основе
общей необходимости понимания, жизни и создания новых связей и отношений в
мире.
Социальные эффекты чтения
Посткритическое
чтение позволит избежать пределов параноидального, критического чтения,
оставаясь верным тексту, выражая эффекты и аффекты текста, его возможность
создавать новые связи и отношения в действительности. Посткритическое чтение
выходит за пределы левого критицизма, который, хотя и признает факты, описанные
Фройдом, но редуцирует их к капитализму и патриархату (Doyle), тем самым, обезоруживая читателей,
ставя их перед лицом недвижного и неуничтожимого внешнего Левиафана, а также
правового критицизма, который игнорирует факты, точнее, видит за ними истинную
реальность, указывая на то, что Левиафан на самом деле находится внутри, в
индивидуальной патологии (Фройд).
Можно сказать, что чтение, которое разрабатывалось на нашем докладе, имеет некоторые общие черты с посткритическим чтением, но не совсем освободилось, переосмыслило критическое чтение. Возможен ли диалог между этими видами чтения? Радостно принять критические тексты и расширить их связывания, усилить активизм субъекта как теоретического понятия, но и читателя как социального субъекта. Превратить понятия-жупелы, понятия-Левиафаны в понятия-карты, понятия-инструкции, понятия-здесь-и-сейчас-социальной-борьбы.
В контексте посткритического, непараноидального чтения теоретический текст может быть проанализирован для создания новых терминов, исходя из существования соответствующей концептуальной области в современной науке. Наука терминология определяет критерии обнаружения и принципы образования терминов (под ними понимаются слова со специализированным значением) из контекста, частотного употребления слова в определенном сочетании с другими терминами, что позволяет сформировать его значение, терминологизировать это слово.
Felski, R. The limits of critique. University of
Chicago Press, 2015. 240 p.
Latour, B. Why has critique run out of steam? From
matters of fact to matters of concern. Critical
inquiry. 2004. №. 30. № 2. С. 225-248.
Sedgwick Kosofsky, E. Touching Feeling: Affect,
Pedagogy, Performativity. Duke University Press, 2003. 195 p.
Graham Harman. The Well-Wrought Broken Hammer: Object-Oriented Literary Criticism. New Literary History, 2012, 43: 183–203.
Комментариев нет:
Отправить комментарий