четверг, 27 октября 2022 г.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс о российском ирредентизме XIX века – панславизме

В исследованиях по ирредентизму часто упоминается движение панславизма, существовавшее в XIX веке (см. рис. внизу).

                         

Карл Маркс и Фридрих Энгельс были важными исследователями международной политики этого периода. Их пролетарская перспектива поможет понять ирредентизм не только с точки зрения властей предержащих, но и в перспективе потенциальных антивоенных, демократических трансформаций в интересах большинства. Поэтому именно со слов, начинающихся с букв «pan*», мы решили сформировать список в лемматизированном 43-хтомнике Маркса и Энгельса на немецком языке. Выяснилось, что двумя релевантными этнонимами являются славяне и германцы, и соответственно слова «панславизм», «панславянский», «панславистский», «пангерманизм», «пангерманический» (см. рис. внизу).

                             
                Были сформированы конкордансы с буквосочетаниями «pansla*», «panger*». Всего было сгенерировано 261 конкорданс (см. тут). Для вопроса об ирредентизме релевантными оказались только фрагменты с панславизмом (41 фрагмент) Далее мы их прочитали и тематизировали следующим образом:


Тема

Кол-во конкордансов

в % к общему количеству

Ранг

Панславизм – реакционное, контрреволюционное, экспансионистское движение

17

41.4

1

Невозможность панславизма. Критика панславизма

10

24.3

2

Пропаганда панславизма

8

19.5

3

Экономика панславизма

4

9.7

4

Панславизм и социализм

2

4.8

5

Всего

41

100

-

Конспект

Панславизм – реакционное, контрреволюционное, экспансионистское движение (17 конкордансов; 41.4%)

 Как определяется панславизм:

 это афера под прикрытием несуществующей славянской национальности и злейшего врага немцев и русских (101); панславизм превратился из учения в политическую программу, имея в распоряжении 800 тыс. штыков, для порабощения Европы (49).

 Цель панславизма:

 создание славянской империи от Рудных гор и Карпат до Черного, Эгейского и Адриатического морей под властью Российской империи (35); цель панславизма – отодвинуть европейские границы России на запад и юг (71); панславизм – освобождение «угнетенных» славянских народов, но Чернышевский разоблачил эту идею (70); Панслависты не слышат ничего, кроме «крика страдания» своих угнетенных братьев, не чувствуют ничего более настойчивого, чем необходимость восстановить утраченное» (166)

 Характеристика панславизма:

 Россия – оплот европейской реакции, совершает завоевания в Восточной империи и Турции, через панславистское подстрекательство (19); опасность панславизма лежит не в периферии, а в центре, не на Балканах, а в 80 миллионах рабов, из которых царизм черпал свою армию (106); Россия – нация завоевателей, после аннексии Турции могут захватить Венгрию, Пруссию, Галицию, реализовав идею панславизма (5); Россия решает свои внутренние трудности с помощью внешней войны (123);

 Планы:

 Опасность образования панславянской империи на руинах Европы (9);

панславистская мистификация имеет целью захват Константинополя, что повлияет на религиозные традиции русского крестьянина (27);

панславизм направлен против революционных элементов Австрии и поэтому реакционен с самого начала (33);

аннексия Турции Россией приведет к волнениям среди славянских племен Австрийской империи, поэтому Австрия не согласится на аннексию Турции Россией (46);

панславизм против романо-кельтской и германской рас (47);

 Необходимость ликвидации панславизма

разрушение панславизма – начало распада империи; панславизм – искусственный продукт «образованных классов», (103) армии и чиновников, а страна ничего не знает о нем (104);

     Невозможность панславизма. Критика панславизма (10 конкордансов; 24.3%)

Отсутствие единого языка, что делает панславянское единство – чистой фантазией или русской бездарью (2 – отметим, что панславизм предполагает единство славянских народов); поляки не были панславистами, поскольку были порабощены своими славянскими, так называемыми братьями (115); освобождение Польши приведет к пробуждению малых славянских народностей Восточной Европы от панславистских мечтаний, которые взращиваются нынешним российским правительством, и начало активной национальной жизни внутри России (131);

 народные массы не возбуждались препирательствами по поводу национальностей, которые разжигали панславистские лидеры, будучи невежественными (120); рабочие в «угнетенных» странах не поддаются пропаганде панславизма, что доказывается единством немецких и чешских рабочих в Богемии (144); славянские территории в Лейпциге, Берлине и Штеттине уже германизированы (150; полугерманизированные славяне - 151); лондонские рабочие против панславизма, против того, чтобы служить в качестве подпевалы правящих классов (258)

 Поляки против панславянской контрреволюции, объединяясь не со славянами, предпочитающими свободу славянству, а со старыми врагами – немцами и мадьярами (1 – отметим, что панславизм считается контрреволюционной и несвободной инициативой); вернуть славянам исконно славянские земли – превратить Австрию, за исключением Тироля и Ломбардии, в славянскую империю, что означало бы объявить недействительным историческое развитие последней тысячи лет, отрезать треть Германии и уничтожить всю Венгрию (163);

                                     Пропаганда панславизма (8; 19.5%)

панславизм зародился в Австрии, это союз всех малых славянских народов (30); панславистская агитация среди миллионов австрийских славян (12);

 Россия применяет принцип национальности (?) в русских интересах к сербским, хорватским, русинским, словацким, чешским народам (67); Россия как защитница греческой церкви, сербов и болгар, распространение панславистской агитации на территории Австрии (8);

 Российский шовинизм распространен в образовании и прессе выражает настроения только городского населения (77); читая российские газеты, может показаться, что восторгаются царской завоевательной политикой, сплошной шовинизм, но российская пресса находится в оковах (76),

 общественное мнение в России панславистское, то есть, враждебное к великим «угнетателям» славянской расы: немцам, венграм и туркам (190) лишь немногие из лучших русских свободны от панславистской идеи, для других панславизм – это призвание России (25); все панслависты ненавидят поляков и считают их предателями святого дела славянства, и должны быть насильно включены в состав Великой Славянской Царской Империи, столицей которой станет Константинополь (142);

                             Панславизм и социализм (2 конкорданса; 4.88%)

Бакунин утверждает, что можно превратить старославянскую общинную собственность в коммунизм (23);

панславист является социалистом только на словах, хочет общинную собственность выдвинуть в качестве предлога для защиты «святой» России и ее миссии по уничтожению прогнившего, изношенного Запада (193)

                             Экономика панславизма (4 конкорданса; 9.7%)

Увеличение кредитоспособности России позволит проводить панславизм (28?); панславизм поддерживается очень сильной промышленной буржуазией ради расширения рынка; расширение внутреннего рынка за счет аннексий, отсюда славянофильский фанатизм и ненависть к немцам (29, 58, 111).

 Вывод

 Итак, панславизм характеризуется как реакционная политика, направленная на захват территорий, которые считаются славянскими, с целью распространения авторитарной-монархической власти российского царя и увеличения внутреннего рынка для российской промышленной буржуазии. Панславизм оправдывается со стороны шовинистической российской городской интеллигенции утверждениями об «угнетении» братских (Racenbrüder, Bluts- und Glaubensbrüder) славянских народов со стороны турков, венгров и немцев и необходимости возвращения утраченных территорий. При этом панславистская идея обречена на провал, поскольку никакого единого славянского языка и нации не существует. В то же время поляки, считающиеся номинально славянским народом, понимают порабощающий, экспансионистский характер панславизма. Рабочие не разъединяются панславизмом, но объединяются, несмотря на разную национальную принадлежность, исходя из общего экономического положения. Любопытно, что освобождение Польши считается импульсом для других народов и трансформаций внутри России.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий